90 лет со дня рождения Виктора Валентиновича Войцеховского (1925–2013), челябинского художника.
Войцеховский Виктор Валентинович - график, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны. Работал главным художником Челябинского творческо-производственного комбината Художественного фонда РСФСР. Творческие поиски нашли свое воплощение в плакатах на политические и спортивные темы: «Международная парусная регата» (1967), «33-й чемпионат мира по фехтованию» (1967), «Слава Великому Октябрю» (1969), «Жизнь, отданная людям» (другое название - «Инесса Арманд», 1974); «Таллин - город Олимпийской регаты-80» (1979). Тема Урала отражена в плакатах: «Алмазы Урала» (1969), «Первый Всесоюзный фестиваль советской песни в Челябинске» (1969), «Уральские самоцветы» (1979), «Урал социалистический» (1979). Работал в области промграфики и декоративно-прикладного искусства.
На фронт девятнадцатилетний Виктор попал в 43-м после ускоренных десантных курсов уральского авиационного училища. Боевое крещение получил под Смоленском. Был ранен, контужен, после госпиталя вернулся на фронт. Победа застала его в Литве. Здесь он встретил свою будущую жену - Нелли. Она оказалась в Литве после освобождения из концентрационного лагеря. - Выходи за меня замуж! Только скажи, почему ты и на ночь платок с головы не снимаешь?, - спрашивал подругу художник. - Замуж пойду! А если скажу, почему платок не снимаю, не передумаешь? - спросила лукаво. Витя решительно помотал головой. Нелли стянула клетчатый платочек, завязанный уголками на затылке, и Витиному взору предстал коротенький «ежик» на голове возлюбленной - последствия перенесенного тифа. Вскоре они поженились. - Если родится девочка, - мечтал будущий папаша, - у нее будут золотые вьющиеся волосы. А однажды взял лист плотной бумаги, цветные карандаши и нарисовал ангельского вида девчушку с изумительными пшеничными локонами. Эта картинка, изрядно потрепанная, до сих пор хранится в семейном архиве старшей дочери Виктора Валентиновича и Нелли Артемовны Войцеховских - Ирины. Ее сходство с портретом, написанным до ее рождения, вызывает восхищение...
Батова, Т. Самсон и Далила. Почти библейская история.
Где о нем почитать:
80 лет с начала стахановского движения на предприятиях Челябинской области (1935).
Челябинская область за годы войны стала одной из ведущих в промышленности страны. Повсеместно развернулось движение стахановцев и многостаночников. На листах «Рапорта товарищу Сталину от большевиков Челябинской области» мы видим уникальные снимки молодых стахановцев – это юные девчонки и мальчишки от 14 до 18 лет, вставшие к станку и приблизившие Победу. Стахановское движение серьёзно материально поощрялось премиями и пропагандировалось Всесоюзной Коммунистической партией как новый этап социалистического соревнования и форма повышения производительности труда.
Где о нем почитать:
- Краснова, И. В. Борьба за выполнение сверхплановых заданий как политическая кампания : (по материалам Челяб. обл. 1941–1945 гг.) / И. В. Краснова // Организация политических кампаний: история и современность : материалы науч. конф., 17 дек. 2005 г., Челябинск / [ред. кол.: А. А. Пасс (отв. ред.) и др.]. – Челябинск, 2006. – С. 70–73
- Фельдман, М. А. История стахановского движения: между реальностью и мифологией / М. А. Фельдман // Трудовые отношения в условиях мобилизационной модели развития : [сб. науч. ст.] / Челяб. гос. ун-т, Ист. фак., Центр экон. истории ; [под ред. Г. А. Гончарова, С. А. Баканова]. – Челябинск : Энциклопедия, 2010. – С. 117–132.
|